Взгляд в будущее: лингвистика в цифровом веке
Международная конференция состоялась в МГЛУ впервые, но привлекла внимание ученых и исследователей не только из Беларуси, но также из Российской Федерации, Исламской Республики Пакистан, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан и Республики Азербайджан. Число участников конференции составило 130 человек, а 60 исследователей присоединились к научному событию в формате онлайн. В конференции приняли участие 19 докторов наук и 61 кандидат наук, что стало свидетельством актуальности выбранной тематики.
В первый день конференции, 23 октября, состоялась церемония открытия. С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась проректор по научной работе доктор филологических наук, доцент Ольга Владимировна Лущинская и пожелала всем участникам конференции плодотворной работы, конструктивного диалога и эффективного взаимодействия.
Далее работа продолжилась в рамках двух пленарных заседаний. С докладами в области цифровой лингвистики выступили ведущие исследователи белорусских и российских вузов. В ходе заседаний была отмечена возрастающая роль искусственного интеллекта во всех сферах жизни человека, включая образование. Большим вкладом в подготовку кадров в сфере цифровизации и цифровой трансформации стало открытие в Минском государственном лингвистическом университете специальности «Цифровая лингвистика». Опытом разработки этой новой образовательной программы поделилась проректор по учебной работе, кандидат филологических наук, доцент Елена Петровна Бетеня. Как было отмечено в ходе заседания, отличительными чертами лингвиста нового поколения станут владение иностранным языком, языком программирования, цифровыми компетенциями, знаниями закономерностей функционирования естественного языка и глубоким пониманием роли естественного языка и его места в эпоху искусственного интеллекта.
Во второй день конференции, 24 октября, работа продолжилась на 6 дискуссионных площадках, на которых было представлено около 90 докладов, посвященных вопросам языковой подготовки в цифровом образовательном пространстве, корпусным исследованиям языка и речи, цифровым технологиям в переводе и обучению переводу, мультимодальной коммуникации в виртуальном пространстве. Кроме этого, для студентов был организован круглый стол «Генеративный искусственный интеллект и лингвистика» с участием приглашенного эксперта, старшего преподавателя кафедры интеллектуальных информационных технологий УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» Ковалева Михаила Владимировича.
Конференцию сопровождала образовательная программа повышения квалификации Института повышения квалификации и переподготовки «Цифровые технологии как новейший образовательный инструмент».
Дополнительно в рамках конференции состоялась открытая лекция доцента кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкам, кандидата педагогических наук, доцента Ольги Алексеевны Соловьевой «Проектирование распределенного учебного пособия в целях обучения иностранным языкам», где участники познакомились с опытом создания распределенного учебного пособия.
Своим мнением и впечатлениями от участия в научной конференции поделились участники мероприятия.
Горожанов Алексей Иванович – профессор кафедры грамматики и истории немецкого языка, доктор филологических наук, профессор (Российская Федерация, г. Москва, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»):
Насколько актуальны вопросы, освещаемые на конференции?
- Научные мероприятия, посвященные цифровизации, необходимы, поскольку преподаватели и исследователи должны выработать позицию, как относиться к новым технологиям. Мое личное пожелание, чтобы эта конференция стала регулярной.
Катермина Вероника Викторовна – профессор кафедры английской филологии, доктор филологических наук, профессор (Российская Федерация, г. Краснодар, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»):
- Думаю, неслучайно, что конференция связана с искусственным интеллектом, так как он в последнее время овладевает умами всех людей. Мы прекрасно понимаем неоднозначность этого явления, которое имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Можно ли использовать чат-боты типа ChatGPT для обучения иностранному языку?
- Думаю, да, мы можем и должны использовать нейронные сети при обучении иностранному языку. Но при этом мы осознаем, что данная технология выступает исключительно инструментом. Конечно, данный ресурс не заменит полноценные занятия со специалистом, который работает с особенностями психики и когнитивными возможностями человека.
Дарья Борисовна Терешкина, заведующий кафедрой билингвального образования, доктор филологических наук, доцент (Российская Федерация, г. Великий Новгород, ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»)
- Выражаю искреннюю признательность за замечательную конференцию как по содержанию, так и по организации. Всё было очень полезным. Отдельно хочется отметить заседания секций и их плодотворную работу. Успехов вам и новых научных свершений!
Светлана Алексеевна Резцова, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации, кандидат педагогических наук, доцент (Российская Федерация, г. Коломна, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»)
- Мы с коллегами выражаем искреннюю благодарность организаторам за насыщенную программу конференции, актуальность предложенных тем и высокий профессиональный уровень дискуссий. Особенная признательность организационному комитету МГЛУ за своевременное информирование участников и модерацию мероприятия, а также гостеприимство и тёплый прием.
Международная научная конференция «Язык в эпоху цифровых трансформаций и развития искусственного интеллекта» продемонстрировала значимость и актуальность обсуждаемых тем, а также способствовала развитию науки и укреплению международного сотрудничества в сфере образования.
Последние новости
На пороге Нового года мы по традиции вспоминаем уходящий год. У каждого из нас он был разный: преподносил нам уроки стойкости, помогал раскрыть новые грани наших возможностей, сделал нас, надеюсь, более сплоченными и подарил много счастливых моментов.
С наступающим Новым годом! Пусть 2025 год принесет вам радость, счастье и множество новых возможностей!
Мобильное приложение
Платформа «Мой университет» предназначена для предоставления доступа к услугам МГЛУ (информация, новости, расписание и т. д.), а также для получения обратной связи от администрации МГЛУ.
Мой Университет